Грузоподъемность льда составляет 90 кг на 1 м3. Прочность же ледяного покрова складывается из грузоподъемности льда, сцепления со структурой ледяного массива и водной поверхностью. Лед с ненарушенными структурой и покровом может выдержать вес человека (100 кг) при толщине 8—10 см. Группа в 5—10 человек может выйти к проруби компактно при толщине льда 15—20 см, для группы в 30—40 человек толщина льда должна составлять 30--40 см.

При проведении различных физкультурно-спортивных праздников «моржей» на льду подчас собираются тысячи людей. Вопросы безопасности зрителей приобретают в этих случаях особое значение. В целях полной гарантии безопасности зрителей на замерзших водоемах толщина неповрежденного льда должна быть не менее 50 см. Участники парадов, шествий должны проходить в колоннах или строиться в шеренгах рассредоточенно, не ближе 1 м друг от друга и не ближе 10 м от проруби.

Зрители должны располагаться за линией ограждения, также не ближе 10 м от проруби. Руководитель мероприятия выделяет спасательную команду со средствами страховки и спасения (шесты, багры, веревки, спасательные круги). По окончании мероприятий спасательная команда уходит от проруби последней.

Если безопасность зрителей из-за состояния льда не может быть гарантирована, они должны находиться на берегу. Если не удается навести порядок, обеспечивающий безопасность, следует немедленно прекратить мероприятие на льду.

Пользоваться прорубью в весенний период можно только до начала изменения внутренней структуры льда (начала его разрушения). При появлении на поверхности льда талых вод структура его меняется с пластообразной на игольчатую, прочность снижается в десятки раз и быстро приближается к нулю. На подмосковных водоемах полное разрушение льда происходит обычно между 30 марта и 13 апреля.

То, как важно соблюдать эти рекомендации, показывает следующий пример. 22 марта 1985 года в Таллине при подготовке проруби на Балтийском море для проведения праздника «моржей» провалился трактор «Беларусь», резавший лед на брикеты, хотя толщина льда составляла 60 см. В зимних условиях такой лед мог выдержать целую танковую колонну. Несчастья не произошло, так как в том месте было мелко. И тем не менее необходимо тщательно учитывать прочность льда, особенно при подготовке и проведении массовых мероприятий.

Для оценки грузоподъемности льда можно использовать формулы и графйки, применяемые при гидротехническом строительстве и эксплуатации автомобильных дорог для расчета предельных нагрузок на неразрушенный и тающий ледяной покров.

Примерную прочность льда можно определить также по приведенной ниже таблице.

На основании изложенных выше данных с учетом местных условий в каждой федерации или отдельно действующей секции (группе) составляется инструкция по мерам безопасности, которая вывешивается на видном месте. Каждый член секции (группы) знакомится с ней и расписывается в специальном журнале.

Таблица 10

Расчет необходимой толщины ледяного покрова

Н — 11 VQ см — для колесных машин Н — 9V Q см - для гусеничных машин Н- толщина льда, см Q — полный вес машины, т

Вес, т

Необходимая толщина льда, в см при средней температуре наружного воздуха за 3 суток

Дистанция между машинами или осями переправ, м

-10°С и ниже

-5 до 0°С

0°С и выше

Гусени

чные машины

Колес

ные машины

3,5

.39

* * *

Прочитавшие эту книгу могут задать вопрос: не является ли закаливание, тем более зимнее плавание, все-таки уделом энтузиастов? Знакомство с состоянием дела в различных регионах страны показывает, что стремление к укреплению здоровья закаливанием является поистине массовым. Люди готовы подчас на любые лишения ради возвращения или укрепления здоровья. А там, где созданы хорошие условия для закаливания, от желающих нет отбоя.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒