Новая книга А. Н. Колгушкина затрагивает наиболее существенные вопросы закаливания и зимнего плавания. Она поможет многим читателям сделать первые шаги в закаливании, укрепить свое здоровье, противостоять простудам, обрести бодрость, больший запас жизненных сил.

К. В. Судаков, член-корреспондент АМН СССР

От скифов до наших дней

Целебные и закаливающие свойства холодной воды с незапамятных времен были известны и широко использовались разными племенами и народами Древней Руси. Известен старинный народный обычай «очищение»: массовое омовение в проруби.

В романе советского писателя Яна «Батый», рассказывающего о борьбе русского народа за свою независимость, приводится такой эпизод. Внук Чингиз-хана Бату-хан зимой 1237 года добрался со своей конницей до Москвы. Его внимание привлекли бревенчатые домики у реки, из которых валил густой пар. Оттуда выскакивали люди и нагишом бросались в прорубь. Бату-хан указал плетью на срубы: «Что делают эти безумцы?» «Эти домики называются «мыльни», — объяснил толмач. — Там жители Мушкафы (так монголы называли Москву) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, а затем окунаются в прорубь. Это очень полезно. Оттого урусуты (т. е. русские) такие сильные».

Автор книги «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию» йемецкий ученый и путешественник Адам Олеарий, посетивший Москву в 1633 году, писал, что русские любят париться в бане, а после бани валяться в снегу и обливаться холодной водой. «...Затем, когда от такого жару они сделаются все красные... они выбегают все голые и обливаются холодной водой; зимой же, выскочив из бани, они валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню. Так как бани их обыкновенно устраиваются при реках или ручьях, то моющиеся в них из жару прямо бросаются в холодную воду... та перемена противоположных деятелей благоприятствует их здоровью».

Сохранилось много документов времен Петра I, в которых описывается пристрастие русских к ледяной воде в сочетании с баней. Камер-юнкер Берхольц, находившийся при дворе царя, сам пристрастился к бане, поскольку «нашел, что она мне очень полезна, и положил себе вперед почаще прибегать к ней». Он отмечал в своем дневнике, что купание в бане обязательно заканчивалось купанием в холодной воде. «...Русские бросаются совершенно нагие (даже в начале зимы, пока вода еще не замерзла) из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя очень хорошо, потому что с детства привыкли к этому».

С ледяной водой и зимней стужей дружил Александр Васильевич Суворов. В проруби купался Иван Андреевич Крылов, ванны со льдом принимал Александр Сергеевич Пушкин. Большими любителями купания в ледяной воде были Николай Гаврилович Чернышевский, герой русско-турецкой войны генерал Михаил Дмитриевич Скобелев, адмирал Степан Осипович Макаров, Илья Ефимович Репин и многие другие выдающиеся российские деятели.

В исторических документах, воспоминаниях, различных литературных произведениях отмечается знаменательный факт: на Руси купание в проруби всегда сочеталось с баней. Баня и прорубь испокон веков являются добрыми и естественными союзниками в закаливании человека, избавлении его от недугов. Они удачно дополняют друг друга. После жаркой бани окунуться в ледяную воду кажется приятным и заманчивым.

Изучая целебные свойства естественных природных сил, выдающийся клиницист начала XIX века Матвей Яковлевич Мудров мечтал «всю природу сделать аптекой». Об этом же размышлял доктор Фабрицис в книге, вышедшей в России в 1841 году под названием «Полное сведение о пользовании холодной водой, или Ясное изложение правил, как самовер-ным образом, с помощью холодной воды скоро и верно излечивать многие опаснейшие человеческие болезни...»


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒