В спортивной практике многие ради сокращения времени процедуры подсчитывают пульсовые волны в течение 10 с и полученную цифру умножают на 6, так как пульс принято измерять числом ударов за минуту. В тех случаях, когда не требуется особой точности, а время для измерения сведено к минимуму, можно ограничиться подсчетом ударов пульса за 6 с (по Меллерович). Прибавив к полученной цифре ноль, т.е. умножив ее на 10, можно вычислить ЧСС за минуту. Подсчет ЧСС служит очень хорошим и удобным методом объективной оценки уровня эмоционального возбуждения, особенно в тех видах спорта, где психическая напряженность стоит на первом месте. Вот почему так важно оценивать уровень эмоционального возбуждения не за 5-10 мин и тем более не за полчаса-час, а перед самым выходом на старт. Лишь при этом условии по пульсу можно судить, насколько близок или далек спортсмен от оптимального для него уровня эмоционального возбуждения.

Третий компонент - мыслительный. Понятие «мыслительный» применяется здесь несколько условно, так как и физический и эмоциональный компоненты ОБС в той или иной степени всегда связаны с мыслительными процессами. Например, такие физические чувства, как «свежесть мышц», их способность «взорваться», - не только физические, но и эмоциональные и мыслительные. Также и любое эмоциональное состояние, как правило, осмысливается или, во всяком случае, может быть осмыслено. Тем не менее, наблюдения показывают, что есть такие элементы в ОБС, которые лучше выделить в специальную группу - группу мыслительных процессов.

Наблюдая за спортсменом, выходящим на старт, нередко замечаешь - все мышцы у него «играют», дыхание глубокое, свободное, то есть физически он уже в оптимальном состоянии. И уровень эмоционального возбуждения вполне соответствует предстоящей деятельности, тоже оптимален. Как будто достаточно для победы! Однако нет! Не получается... В чем же дело? В отсутствии четкой программы действий в данных условиях спортивной борьбы.

Эта психическая дисгармония может проявиться и при оптимальном уровне эмоционального возбуждения, и на фоне перевозбужденного, и апатичного состояния. Но предположим, что задача, которую надо решить на предстоящем выступлении, хорошо осмыслена и чет ко сформулирована. Достаточно ли этого для успеха? Еще нет! Нужно суметь полностью сосредоточиться на ней. А вернее, на тех элементах, на тех опорных пунктах, от которых зависит успешное решение поставленной задачи.

Умение осознавать и мысленно представлять программу движений и действий во время соревнований, ее вербализировать и реализовать с помощью самоприказов, и есть мыслительный компонент ОБС.

Литература:

1.    Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М., 2002.

2.    Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/ Сост. и общая редакция И.П. Волкова. - СПб., 2002.

3.    Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М., 1985. - 165 с.

4.    Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989. - 191 с.

Лекция 8. Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов

На основании опыта работы со спортсменами высокой квалификации А.В. Алексеевым была разработана система эмоциональноволевой подготовки, предусматривающая применение приемов ауто- и гетеропсихического воздействия.

Система включает в себя десять этапов:

-    изучение личностных качеств спортсмена для адаптации методов психической регуляции к индивидуальным особенностям и виду спорта;

-    спортсмен обучается успокаивающему варианту психической саморегуляции, главная цель которого успокаивать себя, отключаться от переживаний,


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: