Третьим критерием классификации Бергер является тип соревнования. Здесь имеется в виду косвенный (параллельный - по типологии Ванека и Кретти) или непосредственный контакт с другим участником. Примером косвенного контакта могут служить упражнения на гимнастических снарядах, выполняемые спортсменом во время соревнования.

По мнению Бергер, на основании рода деятельности у спортсменов можно выделить следующие черты личности:

1.    Спортсмены, деятельность которых непосредственно направлена против своих соперников, являются предположительно более доминирующими и склонны при неудачах обвинять скорее других, нежели себя, а также проявлять агрессивность, как правило, и вне спортивной деятельности.

2.    Спортсмены, занимающиеся «неопределенными» видами спорта, например, такими как теннис (или в спортивных играх, где распределение ролей между партнерами неопределенно, например, защитник в американском футболе), более уверены в себе, свободнее себя чувствуют в неопределенных ситуациях, а также обладают рядом качеств, которые позволяют им легко приспосабливаться к внешним изменениям.

Нужно признать, что хотя классификации Бергер недостает данных экспериментальных исследований, принципы ее достаточно аргументированы, поскольку позволяют лучше понять психодинамику соревнующихся спортсменов.

Т.Т. Джамгаровым предложена и проведена классификация видов спортивных упражнений по двум аспектам. Первый аспект - противоборство, второй - взаимодействие. По итогам анализа по указанным признакам соревновательные упражнения и виды спорта удалось свести к 9 группам:

1.    футбол, хоккей, регби, ручной мяч, водное поло;

2.    бокс, борьба, фехтование;

3.    волейбол, теннис и бадминтон (парный разряд);

4.    теннис, бадминтон (одиночный разряд);

5.    гребля (кроме одиночек), батут (синхронные прыжки);

6.    легкая атлетика, лыжи, плавание (эстафеты);

7.    бег, ходьба, лыжные гонки, вело (индивидуальная гонка);

8.    фигурное катание (парное), акробатика (пар);

9.    спортивная гимнастика, акробатика, тяжелая атлетика.

При рассмотрении данной систематики необходимо иметь в виду, что в ней представлена наиболее общая, «укрупненная» группировка; вовсе не исключающая дальнейшей детализации, деления на подклассы и т. д. с учетом других признаков, характеризующих психологические особенности деятельности спортсменов в различных видах спорта. Так, например, для упражнений 9-й группы, несмотря на их разнообразие, характерно проявление спортсменами преимущественно «монофронтальной» (Ш. Надирашвили) психической активности, направленной на повышение продуктивности собственной деятельности.

Поэтому независимо от того, идет ли речь о выступлении гимнаста, прыгуна на лыжах или тяжелоатлета, внутренняя психическая структура их соревновательной деятельности будет включать такие моменты, как максимальная концентрация внимания, специальная настройка непосредственно перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми элементами техники упражнений, умение противостоять сбивающим воздействиям и др.

В циклических видах спорта и соревновательных упражнениях, сущность которых состоит в опережении противников в процессе преодоления различных по протяженности дистанций (ходьба, легкоатлетический бег, гонки на лыжах, бег на коньках, индивидуальная гонка преследования и спринт в велосипедном спорте, плавание, гребля на судах-одиночках), доминирующей также является «монофрон-тальная» психическая активность спортсменов, направляемая на поддержание необходимой скорости передвижения, на контроль за собственной техникой, на регуляцию физических и волевых усилий в условиях нарастающего утомления и т. д.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: