Интенсивное развитие психология спорта получила после 2 Мировой войны. В 1965 г. по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован 1-й конгресс по психологии спорта. Существенным актом явилось создание санкционированного конгрессом Международного общества психологии спорта -ИССП, избравшего постоянно действующий руководящий орган и президента общества. ИССП активно осуществляет свои функции. С 1970 г. издается официальный орган ИССП - «Международный журнал психологии спорта».

Создание ИССП стимулировало образование региональных объединений психологии спорта. Так в 1967 г. возникло Североамериканское общество психологии спорта, а в 1969 г. - Европейская ассоциация психологии спорта.

Соревновательная деятельность спортсменов является основным объектом исследований в психологии спорта и практического приложения психологических рекомендаций. Психология спорта является отраслью психологической науки, которая изучает закономерности психики деятельной личности в специфических условиях физического воспитания и спорта.

Теоретическая задача психологии спорта раскрывается как изучение принципов и механизмов саморегуляции, саморегуляции целенаправленного поведения в условиях спортивной деятельности, требующей максимальной мобилизации возможностей спортсмена.

Практическая задача заключается в обеспечении достижения спортсменом наивысших личных спортивных результатов как реализации возможностей всестороннего развития и воспитания занимающихся различными формами физической культуры.

Особенностью современного спортивного движения является его многоцелевой характер. В системе психолого-педагогических наук, разрабатывающих проблемы физического воспитания и спорта, выделяют четыре взаимосвязанных области:

- физическое воспитание,

-    массовый спорт,

-    спорт высших достижений,

-    восстановительную и рекреационную физкультуру.

Спорт как модель жизненной борьбы представляет собой прекрасную арену для научных исследований. Основные направления в проблематике исследований психологии спорта в 20-30-е годы - проблема влияния физических нагрузок на психическую сферу человека, в 40-50-е - формирование и совершенствование двигательного навыка, в 50-60-е - эмоционально-волевая подготовка, в 70-80-е - психологическая подготовка к соревнованиям и саморегуляция, в 80-90-е -глобальная проблема психологического обеспечения спортивной деятельности и ментального тренинга, для вскрытия глубинных резервов спортсменов как в тренировочном процессе, так и в соревнованиях.

Для разрешения проблемы описания и выделения психологических особенностей спортивной деятельности известными исследователями в области психологии спорта были предложены классификации видов спорта и спортивных упражнений.

Г. Бергер (классификация, принятая в США) выделила три критерия классификации видов спорта. Согласно первому критерию, есть виды спорта, которые в силу пространственной и временной неопределенности требуют быстрой реакции, и виды, в которых большую часть действий контролирует сам спортсмен. В качестве примера первой категории видов спорта можно привести парную игру в теннис и борьбу, а второй - толкание ядра и гимнастику.

Второй критерий, предложенный Бергер, отражает вероятность получения физической травмы в конкретном виде спорта. Согласно этому критерию, все виды спорта делятся на две группы: с выраженной опасностью получения физической травмы (например, борьба) и с минимальной опасностью (например, теннис). Каждый вид спорта может быть отнесен к той или иной категории в зависимости от приведенных принципов классификации.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: