в)    для оценки эмоционально-волевой сферы спортсмена можно использовать специальные объективные и проективные тесты;

г)    перед началом сезона следует предложить спортсменам написать подробную автобиографию с акцентом на том, как они пришли в спорт и как складывалась их спортивная карьера.

2.    Не следует удивляться возможным изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в недельном цикле. Новые события, люди и новый жизненный опыт могут повлиять на отношение спортсмена к команде, тренеру и занятиям спортом. К изменениям в отношениях необходимо относится терпеливо и внимательно, стараясь быть объективным. Такое отношение поможет спортсмену перестроиться и найти мотивы для продолжения занятий спортом, которые соответствовали бы новым жизненным установкам.

3.    Следует обращаться к спортсмену не как к индивиду, а как к личности, если стремится привлечь его к занятиям спортом. Высказывания должны быть аргументированы и обращены к интеллекту, а не к его эмоциям спортсмена. Среди мотивов занятий спортом, которые могут быть наиболее привлекательными для сегодняшней молодежи, следует отметить возможность максимального проявления своих способностей, умения владеть собой и окружающей обстановкой, достижения физического совершенства. Менее значимыми мотивами для участия в спортивной деятельности, которые могут привлечь современного юношу, являются желания быть «настоящим мужчиной», достигнуть социального статуса или получить крупные денежные вознаграждения.

Литература:

1.    Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М., 1978.

2. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1984. - 104 с.

3.    Психология спорта высших достижений / Под общ. ред. А.В. Родионова. - М., 1979.

4.    Психология спорта. Современные направления в психологии. -М., 1989.

5.    Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. - СПб., 2002.

Лекция 6. Проблема психологического контроля и управления спортивной деятельностью

-    Основы управления в спортивной тренировке.

-    Виды контроля в процессе тренировок и соревнований.

-    Психические состояния. Их объективная и субъективная оценка.

-    Состояния тренированности и «спортивной формы».

-    Врачебно-психологические наблюдения в процессе тренировочных занятий.

-    Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом.

-    Контроль психической подготовленности.

Под управлением в спортивной тренировке следует понимать одну из важнейших функций, обеспечивающих поддержание оптимальной структуры, реализацию программ и целей системы спортивной тренировки.

Основой для управления процессом спортивной тренировки служат многообразные и постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колебания его функционального состояния, информация о которых поступает от спортсмена при помощи обратных связей четырех типов:

1)    сведения о состоянии спортсмена (самочувствие, отношение к работе, настроение и т.п.);

2)    сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замеченные ошибки и т.п.);

3)    данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, вызванных тренировочной нагрузкой);

4)    сведения об отставленном и кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности и подготовленности спортсмена).


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: