Важно также подчеркнуть, что нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет укрепить состояние здоровья, но может нанести значительный вред организму занимающегося.

Предыстория физической культуры уходит в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Вопрос заключается в том, какие факторы в этих условиях, в непрекращающей-ся борьбе с природой, побудили наших предков разработать системы и комплексы физических упражнений, служащих развитию и совершенствованию человеческих возможностей.

Авторы международных трудов по истории спорта объясняют сложную проблему происхождения спорта посредством трех гипотез: теории игры в духе Шиллера, теории магии, впервые изложенной Рейнаком, теории излишней энергии сформулированной Спенсером. Однако следует учесть, что Шиллер, Рейнак и Спенсер формулировали свои мысли в конце XIX в. применительно к развитию деятельности, связанной с играми и искусством в узком смысле слова, и их положения в настоящее время уже вышли за рамки этой области. Не говоря уже о том, что общественная функция, формы выражения, средства игры - главным образом, искусства, - настолько отличаются от функций и содержания физической культуры, что вышеупомянутая аналогия уже с первого взгляда вызывает сомнение.

Формирование психологии спорта как научной дисциплины тесно связано с возрождением идеи олимпийского движения нового времени, проведение в жизнь которой принадлежит группе либералов-республиканцев во главе с бароном Пьером де Кубертеном. В 1880 г. он учредил Национальную лигу физического воспитания и стал ее председателем. По его же инициативе в 1887 г. был создан Комитет по пропаганде физического воспитания, где руководящая роль была формально отведена тогдашнему министру просвещения Франции.

16 июня 1894 г. в Сорбонском университете проходил учредительный конгресс, на котором были представлены ряд европейских стран, Япония, США. Делегаты единогласно присягнули на верность принципу любительства, а затем создали Международный олимпийский комитет (МОК). Было решено с 1896 г. «в интересах поддержания и развития физического воспитания и содействия дружескому общению народов в этой области раз в четыре года проводить по образцу эллинских олимпиад большие игры, на которые будут приглашаться все цивилизованные народы».

Право проведения первой в истории нового времени олимпиады получили Афины, унаследовавшие традиции физической культуры древних эллинов. В I Олимпийских играх приняли участие 285 спортсменов из 13 стран, которые оспаривали первенство в 42 видах программы по 9 видам спорта. Самым выдающимся событием Первой Олимпиады был марафонский бег.

Зимние виды спорта появились в 1908 г. в программе летней Олимпиады (фигурное катание). Первые же зимние Олимпийские игры были проведены в 1924 г. в Шамони (Франция). В играх приняли участие 293 спортсмена (в т.ч. 13 женщин), которые оспаривали первенство в 14 номерах программы по 5 видам спорта.

В 1906 г. на собравшемся в Париже 4 конгрессе МОК обсуждались вопросы издания спортивной литературы. На 5 конгрессе в швейцарском городе Лозанне (1913 г.) на повестке дня стояли вопросы спортивной психологии. Тогда же впервые был применен термин психология спорта. Инициатива Пьера де Кубертена и Лозаннский конгресс послужили определенным стимулом к изучению проблем психологии спорта. В период с 1920 по 1940 г. их разработка довольно активно велась в Г ермании и США.

В развитии отечественной психологии спорта необходимо выделить создание П.Ф. Лесгафтом одной из первых в мире научнообоснованной системы физического воспитания. Его система разработана и построена на современных для того времени анатомофизиологических, гигиенических, психологических основах и отражена в фундаментальном произведении «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста».


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: