Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта

Вид спорта, дисциплина

Возрастные границы

первых больших успехов

оптимальных возможностей

поддержания высоких результатов

Мужчины Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины I Женщины

Плавание, м

100, 200, 400

17-18

14-16

19-22

17-20

22-25

21-23

800, 1500

15-17

13-15

18-20

16-18

20-23

19-20

Бег, м

100 - 400

19-22

17-20

22-26

20-24

27-28

25-26

800,1500

23-24

20-23

25-27

22-26

28-30

27-28

5000,10000

24-26

-

26-30

-

31-35

-

Прыжки

в высоту

20-21

17-18

22-24

19-22

25-26

23-24

в длину

21-22

17-19

23-25

20-22

26-27

24-25

тройной

22-23

-

24-27

-

28-29

-

с шестом

23-24

-

25-28

-

29-30

-

Метания

ядро

22-23

18-20

24-25

21-23

26-27

24-25

диск

23-24

18-21

25-26

22-24

27-28

25-26

копье

24-25

20-22

26-27

23-24

28-29

25-26

молот

24-25

-

26-30

-

31-32

-

Легкоатлетическое

десятиборье

23-24

-

25-26

-

27-28

-

Гребля

байдарки

18-20

16-18

21-24

19-23

25-28

24-26

каноэ

18-21

23-26

-

27-29

-

Велосипедный спорт

трек

17-20

16-19

21-24

20-23

25-29

24-27

шоссе

17-19

-

20-24

-

25-28

-

В большинстве случаев выдающиеся спортсмены достигают наивысших результатов в возрастной зоне оптимальных возможностей, однако часто наблюдаются исключения. Так, примерно 15-20% от общего числа одаренных спортсменов оказываются в зоне оптимальных возможностей несколько ранее (обычно на 1-2 года) указанной границы.

Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.

Однако ориентация на оптимальные для достижения наивысших результатов возрастные границы (в целом верная для подавляющего большинства) часто не может быть применена к отдельным выдающимся спортсменам с яркими индивидуальными особенностями. Возрастное развитие таких спортсменов, адаптационные процессы, происходящие в их организме под влиянием специальной тренировки, требуют индивидуального планирования многолетней подготовки, значительного сокращения пути подготовки к достижению наивысших результатов. Двигательная одаренность, исключительная лабильность основных функциональных систем, индивидуальные темпы развития позволяют этим спортсменам, не нарушая основных закономерностей многолетнего планирования, быстро продвигаться к вершинам спортивного мастерства и добиваться выдающихся результатов часто на 1-3 года раньше оптимальных возрастных границ.

Многолетняя спортивная подготовка подразделяется на пять этапов: 1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки; 3) специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений (по В.Н. Платонову). В более упрощенной схеме принято рассматривать три этапа спортивной подготовки: начальной, предварительной и специализированной. В современной спортивной педагогике также существует классификация, выделяющая такие этапы как 1) начальной подготовки; 2) предварительной подготовки; 3) целенаправленной подготовки; 4) спортивного совершенствования.

Каждый из этапов многолетней подготовки имеет достаточно строго очерченные цели, задачи и содержание.

Этап начальной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных учреждений.

Годовой объем работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки невелик и обычно колеблется в пределах 100-150 ч и в значительной мере зависит от продолжительности этапа начальной подготовки, которая, в свою очередь, связана с временем начала занятий спортом. Если, например, ребенок начал заниматься спортом рано, в возрасте 6-7 лет, то продолжительность этапа может составить 3 года, с относительно небольшим объемом работы в течение каждого из них (например, первый год - 80 ч, второй - 100, третий - 120 ч). Если же будущий спортсмен приступил к занятиям позднее, например, в 9-10 лет, то этап начальной подготовки часто сокращается до 1,5-2 лет, а объем работы, с учетом эффекта предыдущих занятий физической культурой в школе, может сразу достигнуть 200-250 ч в течение года.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: