Большинство перечисленных профессионально-важных качеств могут относиться к психологу, который работает в любой сфере деятельности. Но очевидно, что работа психолога в области спорта предъявляет особенные, специальные требования к его личности. Учет таких особенных профессионально-важных качеств необходим при профессиональном отборе, профессиональной ориентации, а также при подготовке специалистов для работы в области спорта. Таким образом, изучение профессионально-важных качеств является перспективной областью исследований, а также необходимым условием решения проблем эффективности и востребованности психолога.

Профессиональным пространством спортивного психолога является спортивная деятельность; специфика его работы заключается в ориентации на изучение психических феноменов в реальных жизненных ситуациях. Спортивный психолог имеет дело с реальными проблемами реального спортсмена (ребенка, взрослого). Деятельность психолога в таких условиях строится не как рефлексия ученого по поводу некоторой психической реальности, существующей безотносительно к практике, а как особый тип изучения, понимания, которое способствует развитию человека.

Анализируя деятельность практического психолога в спорте, Г.В. Ложкин приходит к мнению, что основная работа психолога сводится к оказанию психологической помощи Другому.

Проблемы другого - это и жизненные, и профессиональные проблемы. Психолог принимает их в форме задач и решает.

Неспециалист (тренер) сводит эти проблемы к типичным, для которых уже выработаны стандартные решения.

Далее психолог анализирует и разграничивает позицию другого, дифференцируя его ролевое и жизненное поведение.

Неспециалист (тренер) не различает множества ролей.

Психолог ориентирует другого в его целях, открывая иные типы взаимодействия.

Неспециалист преследует свой интерес.

Позиция спортивного психолога основана на профессиональной рефлексии, позиция неспециалиста - на его Я-концепции.

Исходя из этого, психолог передает отрефлексированную информацию другому в адекватной для него языковой культуре, соблюдая при этом этические нормы. Для неспециалиста «нет проблем» как в получении, так и в передаче психологической информации. Чаще всего он использует псевдоквалифицированный лексикон или перегружает свою речь специальными терминами, подчеркивая исключительность собственного высказывания.

В «Словаре практического психолога» читаем: «Психолог практический - к его сфере деятельности относятся диагностика, психологическая выработка рекомендаций по изменению ситуации и непосредственная работа с людьми, основанная на использовании специальных психологических техник». Данное определение слишком функционально, оно указывает на вполне конкретные этапы деятельности психолога. Но исчерпывается ли данная позиция арсеналом этих действий? Почему не указываются такие действия, как исследование, консультирование, коррекция, использование «психологических техник» и т.д.?

Перед психологом в сфере физического воспитания и спорта стоят вполне конкретные задачи, определяющие его практическую деятельность. Структурно их можно представить в виде нескольких достаточно условных блоков.

Профессиональные знания. Они составляют основу формирования психолого-педагогической культуры. Они включают мотивационное звено, ансамбль профессиональных действий диагностического, развивающего, формирующего, терапевтического, корректировочного и консультационного характера и, что очень важно, способы компенсации собственных недостатков.

Знание спортивным психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: