В странах Скандинавии гребной спорт развивался не столь интенсивно, а постройка байдарок шла экспериментальным путем (в числе прочих соорудили даже лодку из специально обработанной бумаги; два молодых шведа прошли на этой лодке по Балтике до Берлина, а потом и до Франции).

Примерно в 1875 Английский королевский клуб построил четырехместную клинкерную байдарку типа «Роб-Рой» — предшественницу сегодняшних четверок. Англичанин Уорингтон Боден Пауэль предпринял на каноэ «Роб-Рой» длительное путешествие по Швеции, во время которого использовал при попутном ветре парус. Созданная им в 1876 лодка «Наутилус-3» для хождения под парусом стала прародительницей парусных спортивных байдарок.

Организованный в 1871 Нью-Йоркский каноэ-клуб вначале использовал привезенные из Англии каноэ «Роб-Рой», но затем перешел на усовершенствованные типы канадских каноэ и начал специализироваться в гребле однолопастным веслом на них, а также использовать их как парусные.

Примерно с 1880 все больше канадских каноэ стали проникать в Европу, где они нашли широкое применение (в Англии и Франции, а позднее в Чехословакии и Германии) не только для путешествий, но и просто для прогулок по рекам и озерам.

Французский каноэ-клуб, организованный в начале XX в., стал одним из центров развития туризма на байдарках и каноэ, чему в немалой степени способствовало появление складной байдарки.

Самое древнее упоминание о складных кожаных лодках — в сообщении греческого историка Геродота (5-е столетие до н. э.). Первое в наше время известие о складной лодке зафиксировано в Веймарне (Германия) в 1651.

Развитию водного туризма способствовало появление разных проектов складных лодок. К числу известных образцов таких лодок относятся трехместная «Огиоо» и портативные английские лодки судоверфи «Бартон». В 1897 немецкий студент Альфред Хеур-лих соорудил первую складную лодку («Дельфин») и, усовершен ствовав ее, в 1905 прошел на веслах по реке Изар до Мюнхена, где продал чертежи своего «детища» портному Иогану Клеперу из Розенхейма. Новый владелец тоже много времени потратил на дальнейшую рационализацию лодки.

Только с 1907 последний образец складной лодки начал почти 60-летнее триумфальное шествие по водоемам Европы как разборная байдарка для путешествий. Длина этой лодки — 4,3 м, ширина — о,5 м. Складная рама и непромокаемая обшивка укладывались в 3 рюкзака, что делало лодку вполне транспортабельной.

Рост числа хороших лодок способствовал организации и проведению соревнований на них. Первое письменное сообщение о соревнованиях относится к 1300 (в Венеции для гондольеров). Есть и сообщения о первой регате на Темзе (1775), о первых состязаниях в Америке (1811).

Соревнования на байдарках и каноэ имеют более позднюю историю. В 1867 Английский королевский каноэ-клуб организовал первую байдарочную регату, а в 1874 установил призы для победителей ежегодных гребных регат на «Кубок вызова» и соревнований на парусных каноэ. Вместе с призом Нью-Йоркского каноэ-клуба эти призы — самые «старые» спортивные награды в мире.

В 1870 некий Герберт Клинтц со спутниками из Кёльна совершил круиз на «Роб-Роях» и в 1876 организовал в Бадэмсе соревнование на этих лодках. Во время соревнований на академических лодках в Лютахе на реке Маас (1877) Г. Клинтц вместе с доктором Петеном в присутствии короля Бельгии Леопольда принял участие в специальном заезде на гоночных байдарках «Пе-рисуар» (каяк-одиночка типа «Шарпи»).

К 1885 соревнования на байдарках во многих частях Европы, где к тому времени были открыты гребные клубы, приняли форму официальных регат. Кроме названных клубов Англии и Америки были организованы гребные клубы в Германии — в Бреслау (1876), Бонне и Ганновере (1885), Берлине и Любеке (1886). Правда, вскоре они прекратили существование. Функционировали клубы гребцов в Швеции (с 1900), Франции (с 1904), яхт-клуб в Праге (с 1908) и др.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒