Мог. — Могилев

Моз. — Мозырь

Мцх. — Мцхета

Ник. — Николаев

Н. К. — Новая Каховка

Новг. — Новгород

Новоч. — Новочеркасск

Од. — Одесса

П. — Пермь

Птз. — Петрозаводск

Пр. кр. — Приморский край

Пяр. — Пярну

Р. — Рига

Р/Д — Ростов-на-Дону

Ров. — Ровно

Рыш. — Рышканы

Ряз. — Рязань

Сар. — Саратов

Св. — Свердловск

Свет. — Светлогорск

Сев. Кавк. — Северный Кавказ

Стг. — Сталинград

Сух. — Сухуми

Т.— Тула

Таг. — Таганрог

Тал. — Таллин

Таш. — Ташкент

Тб. — Тбилиси

Терн. — Тернополь

Тир. — Тирасполь

Тмт. — Темиртау

Ул. — Ульяновск

Ур. — Уральск

Фр. — Фрунзе

X. — Харьков

Хим. — Химки

Хрс. — Херсон

ЦПР — Центральный промышленный район Чеб. — Чебоксары Чрк. — Черкассы Ш. — Шяуляй Яр. — Ярославль

ЗАРОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ГРЕБЛИ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРЕБЛИ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

История развития гребли на байдарках и каноэ богата большими и малыми событиями. Начинается эта история за многие тысячелетия до нашей эры — с той поры, когда человек осмелился выйти на воду,. используя как средство передвижения по ней дерево, связку сучьев или тростника. На первых порах роль весел и руля выполняли руки или ноги, позже — сучья.

Достоверно известно: связки деревьев, бамбука, тростника и т. п. в этом плане много старше дереза-монолита. Научившись обрабатывать стволы деревьев острым камнем и огнем, человек положил начало развитию деревянных судов (весельных, парусных, колесных и, наконец, винтовых). Многие самые простые средства передвижения прошлого и ныне находят широкое применение в разных частях света: пироги, челны с балансиром (одним или двумя), китайские сампуны; всевозможные лодки (с килем, кожаные и т. п.) у коренного населения Африки, стран Латинской Америки и Южной Азии, а также на севере нашей страны и Канады. В Бразилии племена индейцев, живущие на берегах рек, используют для охоты, рыбной ловли и, как и издревле, в качестве средств передвижения на воде пироги, выдолбленные из цельных стволов дерева; на острове Пасхи, в Перу — лодки из камыша. С незапамятных времен в лодках устанавливали и паруса (из кожи или сплетенные из тростника).    "

Первые суда из папируса, построенные более б тыс. лет назад, были найдены в Египте. Там же на надгробной доске, выполненной примерно за 2,4 тыс. лет до н. э., «расшифровано» изображение двух лодок: одна передвигалась при помощи весел, укрепленных на бортах, другая — с помощью сидевших гребцов с веслами в руках.

Когда человек научился делать лодки из стволов деревьев, тогда же, очевидно, возникли и прототипы весел для каноэ и байдарок. Если на мелководье человеку удавалось обходиться шестом, то на глубокой воде и при волнах он мог управлять лодкой лишь в положении «сидя»: грести коротким веслом с одного борта (как на каноэ). В то же время на узких лодках можно было работать веслами с обоих бортов (тогда и появилось двухлопастное байдарочное весло).

Английский археолог сэр Чарльз В у л л е й при раскопках могилы шумерского царя обнаружил (примерно 60 лет назад) серебряную лодку-каноэ. Согласно описанию это каноэ около 6 тыс. лет назад было подарено правителю для поездки на реке «в царство мертвых».

В Праге хранится челн, которому примерно 2—3 тыс. лет. Послевоенные раскопки в Воронежской и Вологодской областях показали, что славянские племена более чем за 2 тыс. лет до н. э. применяли многоместные челны. На берегу Дона на дне оврага около деревни Щучье Воронежской области нашли выдолбленный из дуба челн, в котором могли разместиться 8—10 чел. Его «возраст» — 4 тыс. лет.

В арктических районах, бедных деревьями, и сейчас используют лодки из... кожи животных. Так, эскимосы изготовляют лодки из тюленьих шкур (натягивают шкуру на раму из костей или из выброшенных на берег деревянных брусков). Байдарки для 1—


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒