Советские гребцы до 1950 не имели выхода на международную арену и контакта с коллегами из других стран, поэтому всецело опирались лишь на собственные силы.

С первых дней Советской власти Коммунистическая партия придавала большое значение внедрению физкультуры в жизнь народа. В годы гражданской войны руководство спортом было возложено на организации Всевобуча. После V съезда РКСМ в спорт пришло много комсомольцев. С 1923 все гребные базы были переданы профсоюзам. 1918—1930 можно считать периодом становления советского гребного спорта, превращения народной и байдарочной гребли в массовые виды спорта, чему немало способствовало создание ДСО. Гребные базы профсоюзов металлистов, деревоотделочников и печатников в Ленинграде, железнодорожников в Днепропетровске, судостроителей в Николаеве и др. широко открыли двери для молодежи.

В 1924—1928 начинается усиленное строительство и восстановление гребных баз в прибрежных городах, в результате чего только в Ленинграде число гребных клубов за эти годы возросло до 19. В начале 30-х гг. в Ленинграде, Горьком, Николаеве, Саратове, Киеве, Иркутске и др. городах наладили строительство судов для народной гребли — шлюпок и полугичек, а также байдарок типа «Торпеда» (клинкерной постройки). Трудящаяся молодежь получила возможность в свободное время обучаться гребле в специально оборудованных клубах.

Соревнования по гребле на байдарках, как и раньше, проходили одновременно с гонками на народных лодках, что позволило после нескольких лет внутригородских и междугородных соревнований включить греблю в программу I Всесоюзной спартакиады (1928). В общем зачете соревнования* прошедшие в Ленинграде, принесли победу хозяевам воды; за ними финишировали гребцы Центрального промышленного района, Украины, Северного Кавказа и Москвы.

Всесоюзная спартакиада стала мощным стимулом для дальнейшего роста рядов приверженцев гребного спорта. Рост массовости привел и к заметным качественным сдвигам: намного больше стало в стране квалифицированных гребцов, выше — результаты команд, меньшим — разрыв между лидерами (москвичами и ленинградцами), серединками и аутсайдерами.

Так, если первое первенство профсоюзов (1932) выиграли греб-лы Ленинграда, то уже через 2 года (на 2-м чемпионате СССР) лидерские позиции перешли к гребцам Свердловска. На первенстве СССР 1936 ленинградцам удался резанш (они опередили горьковчан, днепропетровцев, сталинградцев и киевлян). 2-е и особенно 3-е первенства ВЦСПС были настолько массовыми, что все участвовавшие в них общества в 1939 пришлось разделять (по силам) на две подгруппы. Среди 17 команд победили ленинградские «Пищевик» и «Строитель».

В этот период любители гребли прозодили много походов по внутренним водоемам. Широкую известность иолучил поход колхозников Туркмении на таймунах из Красноводска в Москву в 1939. Приобщение многих людей к гребле на разных судах сыграло положительную роль при форсировании водных преград в годы Великой Отечественной войны.

Как только отгремели залпы второй мировой войны, встали во просы о возрождении гребли, о скорейшем восстановлении инвентаря н лодочных баз, о возобновлении соревнований и о разработке новой организационной структуры советского гребного спорта, а главное — о привлечении новых кадров к занятиям греблей на байдарках и каноэ.

Вице-президент ИРК швед И. Ашир пригласил представителей национальных ассоциаций прибыть 7—10 июля 1946 на организационный конгресс в Стокгольм. К общему удивлению, приняли это приглашение представители 12 европейских стран — Бельгии, Великобритании, Дании, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, а также присоединившие к ним свой голос США.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒