За более чем вековую историю своего развития наш вид спорта разительно изменился: на первых порах шитые из цельных кож, затем парусиновые и деревянные гребные суда постепенно уступали место клинкерным, фанерным, из красного дерева, а теперь и пласт* массовым байдаркам и каноэ. Неизмеримо возросли скорости лодок. Стремительный прогресс на гребных трассах настоятельно потребовал разработки сложнейшей — на основе самых последних достижений науки и техники — многообъемной и высокоинтенсивной методики спортивной тренировки.

Сегодня гребля на ч байдарках и каноэ — авторитетный, высокопрестижный международный вид спорта, по числу разыгрываемых олимпийских наград уступающий только легкой атлетике, плаванию, гимнастике и академической гребле. Ежегодно во всех концах света проходят сотни регат (национальных и международных), а лучшие из лучших на планете каждый сезон оспаривают но 18 комплектов медалей на чемпионатах мира. Стабильно и на высоком уровне выступают в международных регатах советские мастера весла.

В основе постоянных успехов наших сборных на международной воде — неуклонное следование гребцов разных поколений давним славным традициям. Первые соревнования байдарочников на Малой Невке проводились еще в 1871 г. Стало быть, история отечественной гребли «разменяла» вторую сотню лет. Но на большие международные трассы советские гребцы на байдарках и каноэ вышли лишь три десятилетия тому назад, когда стали членами МОК и ИКФ-И первый же старт — на самом высоком уровне: в регате XV Олимпийских игр (1952 г., Хельсинки).

В чемпионатах Европы наша «малая гребная флотилия» дебютировала в 1957 г. в Генте, а в мировых первенствах — год спустя в Праге.

Редко фамилии дебютантов сразу (что называется, «с листа») попадают в самые верхние строки итоговых протоколов международных регат, но именно так ворвались в мировую элиту советские* байдарочники и каноисты. Прочно лидировавшим прежде гребцам Скандинавских стран пришлось сильно потесниться: сборная СССР* сделав за четырехлетие после не совсем удачного олимпийского дебюта резкий качественный скачок во всех дисциплинах, блестяще выиграла олимпийскую регату-56 в Мельбурне, а затем с еще большим преимуществом — и первые для себя чемпионаты континента и мира. Начатая с тех пор борьба гребцов СССР за лидерство на мировой арене привела к созданию принципиально новой, советской, школы гребли на байдарках и каноэ, базирующейся не на слепом копировании лучших зарубежных образцов, а на творческом применении (в каждом конкретном случае) оригинальных отечественных разработок по технике гребли и на гибкой тактике ведения гонок. Формы, средства и методы совершенствования методики спортивной тренировки наша школа тоже выработала самостоятельно. Основы основ успехов советских гребцов — наивысший в мире уровень массовости, прочная материальная база, заботливая планомерная подготовка резервов, постоянное совершенствование организации учебно-тренировочного процесса и форм проведения соревнований. Особую популярность в стране гребля на байдарках и каноэ завоевала в последнее десятилетие.

Строительство великолепного искусственного гребного канала в Крылатском, лучшего в Европе, блестяще проведенная здесь регата XXII Олимпийских игр и ежегодные международные Мемориалы Юлии Рябчинской, привлекающие лучших гребцов мира, регулярные телетрансляции этих соревнований (как и чемпионатов мира и СССР) призлекли к гребле на байдарках и каноэ внимание широкой спортивной общественности.

Во многом способствовали росту популярности нашего вида спорта и стабильные высокие достижения советских гребцов. На 14 мировых чемпионатах сборная СССР 12 раз побеждала в общекомандном зачете. 26 золотых строк вписали наши гребцы в олимпийскую летопись. 110 гребцов Страны Советов — чемпионы мира и континента. И все это — лишь за три десятилетия выступлений на международной арене...


| перейти на следующую страницу ⇒